телефоны: (495) 748-83-57
Бесплатная консультация - Заказать звонок
ICQ: 606192553, 646181155
  • »
  • СРО, создание саморегулируемых организаций в строительстве, вступление

создание саморегулируемых организаций в строительстве


1. Нормативные акты, регламентирующие вступление в СРО. В чём суть документа?

На основании Федерального Закона № 148 от 22.07.2008 г. "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 01 января 2009 года, прекращает существование система лицензирования строительных работ, проектирования и инженерных изысканий.
Согласно изданному закону, все компании, связанные с работой в сфере строительства и проектирования, обязаны вступать в Саморегулируемые организации (СРО) для получения документов, обеспечивающих безопасность капитального строительства, т.к. действие лицензии с 01.01.10 г. считаются недействительными. Для эффективного продолжения ведения бизнеса необходимо получить новые разрешающие документы.


2. Как организовать СРО? Понятие проекта СРО?

Организации, созданные в форме некоммерческого партнерства (НП), которые соответствуют требованиям для вступления в СРО: объединяют не менее 100 строительных компаний, собирают не менее 50 компаний, занимающихся проектированием, а также формируют компенсационный фонд за счёт взносов участников – имеют право претендовать на членство в СРО. Заявления о признании некоммерческих организаций СРО, оформленные согласно законодательной базе, принимает на рассмотрение Ростехнадзор России, который проверяет состоятельность НП, присваивая регистрационный номер и, следовательно, статус СРО.

Саморегулируемая организация имеет право официально выдавать допуск к строительным работам и контролировать деятельность своих участников.


3. Преимущества вступления в СРО.

Организуя деятельность в системе СРО, строительным компаниям предоставляется возможность продолжить претворять в жизнь бизнес проекты даже после 01.01.10, когда отменялись разрешающие допуск к работам лицензии. Благодаря СРО появилась возможность влиять на безопасность капитального строительства и проектирования.

  • Подробная информация о вступлении в СРО проетировщиков: ссылка
  • Подробная информация о вступлении в СРО строителей: ссылка

4. Предъявляемые требования к СРО.

Основной состав минимальных требований для СРО:

  • Создание компенсационного фонда.
  • Внесение вступительных взносов.
  • Обязательное страхование.
  • Развитая система контроля и качества в системе менеджмента организации.
  • Наличие специализированного оборудования для выполнения работ, находящихся в компетенции ведения компании.
  • Укомплектованный штат квалифицированных работников.

5. Понятие компенсационного фонда.

Компенсационный фонд представляет собой фонд, созданный для размещения денежных средств, поступающих от участников СРО, желающих вступить в неё. Фонд служит для погашения ущерба заказчику, вследствие возникающих нарушений, причиненных строительной и проектной организацией.


6. Компенсация ущерба заказчику.

Платежи по возмещению ущерба осуществляются:

  • За счёт действующего полиса страхования.
  • Выплатой из компенсационного фонда в случае недостатка средств по страховке.

7. Случаи обязательного оформления допуска СРО.

Список организаций, которым необходимо обязательно иметь допуск СРО, представлены в Приказе Минрегиона развития России №624 от 30.12.2009 г. Однако, если перечень работ, выполняемых организацией, в классификаторе отмечен * и не входит в разряд особо опасных, технически сложных и уникальных, их можно осуществлять без допуска СРО.


8. Обязательно ли вступать в СРО?

Для того, чтобы определить необходимость вступления в саморегулируемую организацию, компаниям, осуществляющим предпринимательскую деятельность, связанную со строительством, проектированием или изыскательными работами, необходимо ознакомиться с законотворчеством по данному вопросу. Министерство Регионального Развития РФ выпустило классификатор объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, в котором указан перечень видов работ, для выполнения которых требуется оформлять свидетельство о допуске. А поскольку данный документ вправе предоставлять только СРО, то для организаций, планирующих или занимающихся видом деятельности, представленной в классификаторе, необходимо вступать в саморегулируемую организацию.


9. Какие рекомендации можно дать по исполнению Приказа №624 от 30.12.2009 года?

Обобщая опыт развития в строительной сфере, специалисты акцентируют внимание на следующих моментах:

1) Согласно части 9 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Градостроительный кодекс), саморегулируемая организация выдаёт свидетельство о допуске без ограничения его срока действия, даже со вступлением в силу нового перечня видов работ, действие ранее выданных свидетельств о допуске не аннулируется, т.к. является документом бессрочного характера. Эксперты советуют не спешить строительным организациям, которые выполняют работы на каком-либо объекте и не планирующих в ближайшее время заключать новый договор, с заменой раннее полученных свидетельств.

2) Для организаций, сфера деятельности которых в перечне классификатора Приказа Минрегиона №624 отмечена *, разрешается работать без свидетельств о допуске, не создавая СРО. Однако специалисты рекомендуют компаниям, ставших членами СРО до 01.07.2010 г., не торопиться выходить из состава саморегулируемой организации, т.к. пока остаётся неясным и, с правовой точки зрения, не урегулированным вопрос о выплате денежных средств из компенсационного фонда СРО.

3) Необходимо учитывать, что в различных СРО предъявляются индивидуальные требования к получению допуска для организаций, отмеченных в классификаторе *: для одних – правила прописываются строго для работ на особо опасных объектах строительства, тогда как для обычных строительных компаний данный факт требует увеличения численности штата сотрудников в 3-5 раз, в других СРО есть возможность предоставления свидетельства о допуске организациям, отмеченными *, как для обычных строительных компаний (не менее 3 специалистов с высшим образованием или не менее 5 – не ниже среднего специального). Данная закономерность действительна, если вы задекларируете, что на объектах, действующих в соответствие со статьей 48.1 Градостроительного кодекса, не будут выполняться работы.

4) Принимая решение о выборе стратегии, согласно которой будет развиваться ваша организация, необходимо тщательно продумать все возможные риски, проконсультироваться со специалистами.

5) Необходимо следить за новейшими изменениями законодательной базы, касающейся строительной сферы, дабы, заключая договор строительного подряда, разбираться в положениях, прописанных в документах.


10. На какие виды строительных работ нет необходимости оформлять допуск СРО?

Перечень видов работ, на которые не надо оформлять свидетельство о допуске, сформулирован в Приказе Минрегиона № 624. Изучая Приказ, можно обнаружить, что значительная часть перечня видов работ, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, сокращена. В перечень не включены работы по строительству, подготовке проектной документации, реконструкции, капитальному ремонту в отношении:

  • объектов, которым не требуется выдача свидетельства о допуске, согласно части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса:

- строительство гаража на земельном участке, находящегося в собственности физического лица, предназначенного для личного пользования, а не для осуществления предпринимательской деятельности;

- строительство на земельном участке, предназначенного для садоводства, дачной постройки;

- строительство объектов, не относящихся к объектам капитального строительства (киоски, палатки и т.п.);

- строительство сооружений и строений, предназначенных для вспомогательного пользования;

- изменять объекты капитального строительства и (или) их части, при условии, что внесённые изменения не затрагивают конструкцию сооружения и другие характеристики, отвечающие за безопасность, и не превышают параметры, разрешающие строительство и реконструкцию, установленных градостроительным регламентом.

  • объектов, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (жилые дома, с численностью этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более двух семей);
  • жилых трехэтажных домов, которые имеют в составе количество блоков, не превышающих десяти. Каждый блок предполагает проживание одной семьи, имеет общую стену без проёмов с соседними блоками, располагается на отдельном земельном участке, имеет выход на территорию, предназначенную для совместного пользования (жилые дома блокированной застройки);
  • многоквартирных трехэтажных домов, имеющих в составе конструкции одну или несколько блок-секций, не превышающих четыре. Каждая секция имеет в своем расположении несколько квартир и помещение общего пользования, отдельный подъезд с выходом на территорию совместного пользования.

К списку видов работ, отмеченных в классификаторе *, относятся такие, как кровельные и фасадные работы, работы по оборудованию системы внутреннего водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения и прочее. Для выполнения подобного вида работ выдача разрешения от саморегулируемой организации не требуется, исключая деятельность на особо опасных, технически сложных, уникальных объектах. В целом, если работы производятся на «обычных общегражданских» объектах, допуск к их исполнению нет необходимости получать, таким образом, не вступать в СРО.


11. Список объектов, относящихся к особо опасным и технически сложным.

Перечень объектов, относящихся к особо опасным и технически сложным, представлен в статье 48.1 Градостроительного кодекса:

1) объекты, находящиеся в ведении железнодорожного транспорта общего пользования;

2) объекты, с применением атомной энергии;

3) сооружения связи, линейно-кабельные сооружения;

4) объекты, принадлежащие космической сфере;

5) метрополитен;

6) гидротехнические сооружения, относящиеся к 1 и 2 классу;

7) аэропорты и другие объекты, относящиеся к авиационной структуре;

8) тепловые электростанции, мощность которых составляет 150 мегаватт и выше;

9) линии электропередач и другие объекты электросетевой промышленности напряжением 330 киловольт и выше;

10) морские порты, исключая специализированные порты (спортивные и прогулочные суда);

11) опасные производственные объекты, занимающиеся:

- получением, обработкой, хранением, использованием, транспортировкой, уничтожением опасных веществ в количестве, превышающем допустимые нормы;

- получением сплавов и расплавов чёрных и цветных металлов;

- проведением горных работ, добывающих работ в поисках полезных ископаемых, работ, проводимых в подземных условиях,

- использованием канатных дорог и фуникулёров.


12. Структура налогообложения системы СРО.

Согласно положениям ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Градостроительный кодекс), для саморегулируемых организаций (СРО) устанавливается требование об уплате и размерах вступительного взноса, взноса в компенсационный фонд, регулярных членских взносов для участников СРО.

В итоге, осуществлять работы по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции, оказывать влияние на безопасность объектов капитального строительства вправе организации, уплатившие вступительный взнос.

С введением во многих отраслях системы саморегулирования, а также в связи с запросами налоговых органов в отношении деятельности СРО, Федеральная налоговая служба, в согласовании с Минфином России, рассмотрела письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 27.03.2009 № 03-03-05/56, по поводу налогообложения членских взносов, выплачиваемых членами СРО, и призвано сообщить:

  • В соответствии с Федеральным Законом от 22.07.2008 №148 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (закон №148-ФЗ), с 01.01.2009 вступает в силу новая система – саморегулирование, основные положения которого изложены в Федеральном законе от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (закон №315-ФЗ).

1. Согласно принятым поправкам в законодательстве, регулирующего строительную сферу, отменяется система лицензирования, на смену ей приходит принцип саморегулирования.

В Законе № 148- ФЗ прописаны положения, определяющие необходимость наличия переходного периода от лицензирования к саморегулированию в строительной среде.

В связи с принятыми изменениями в нормативных актах, до 01.01.2010 г. возможно осуществлять предпринимательскую деятельность по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, ссылаясь на следующие виды разрешающих документов:

- лицензия, выдаваемая на основании Федерального Закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- свидетельства, которые определяют допуск к различным видам работ, воздействуют на безопасность объектов капитального строительства, выданные СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства согласно положениям Градостроительного кодекса.

Статьи 55.2 и 55.3 Градостроительного кодекса устанавливают определение саморегулируемых организаций, как созданных в форме некоммерческого партнерства, в основе которых положено членство лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации и занимающихся строительной деятельностью. Исходя из выше изложенного, саморегулируемая организация – некоммерческая организация, основанная на членстве лиц.

Начиная с 2010 года, все работы: инженерные изыскания, реконструкции, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт объектов капитального строительства, которые оказывают непосредственное влияние на безопасность объектов капитального строительства, в обязательном порядке осуществляются на основании допуска, выданного СРО.

Согласно пункту 6 ст. 55.6 Градостроительного кодекса, свидетельство о разрешении проведения строительных работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, выдаётся лицу, являющимся членом СРО.

Определяя налоговую базу по налогу на прибыль, руководствуясь Налоговым кодексом Российской Федерацией (НК РФ), согласно пункту 40 статьи 270, не учитываются расходы в виде взносов, вкладов и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческими и международными организациями, исключение составляют платежи, указанные в подпунктах 29 и 30 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Подпункт 29 пункта 1 статья 264 НК РФ гласит:

- взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплаченные некоммерческими организациями, относятся к прочим расходам, связанным с организацией и производством, при условии, что их выплата осуществляет деятельность налогоплательщиков, которые являются плательщиками этих самых взносов, вкладов или иных обязательных платежей.

Поскольку выплаты вступительного взноса, регулярных членских взносов, взноса в компенсационный фонд в саморегулируемую организацию относятся к обязательному условию для получения допуска к работам: инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, следует относить данные виды платежей, в системе налогообложения учёта налогов на прибыль, к прочим расходам, в соответствии с подпунктом 29 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

2. По вопросу аккумулирования вступительного взноса, регулярных членских взносов, взносов в компенсационный фонд СРО, поясняем:

  • При определении налоговой базы по налогу на прибыль, согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ, не учитываются целевые поступления, исключение составляют целевые поступления, как подакцизные товары.
  • К целевым поступлениям относятся: поступления на содержание некоммерческих организаций, на организацию ими уставной деятельности, за счёт членских и вступительных взносов, производящихся в соответствии с законодательной базой, прописанной для некоммерческих организаций.
  • Налогоплательщиками являются получатели данных целевых поступлений, которые обязаны вести раздельный учёт расходов и доходов, полученных в рамках целевых поступлений.
  • Взносы в компенсационный взнос в указанном перечне не участвуют.

Ссылаясь на статью 55.4 Градостроительного кодекса, главным требованием, предъявляемым к некоммерческим организациям, изъявившим желание приобрести статус саморегулируемой организации, является наличие компенсационного фонда. Причем не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд СРО, в том числе за счёт его требований к саморегулируемой организации.

Принимая во внимание то, что Гражданский кодекс не включает определение понятия, как «вступительный взнос в саморегулируемую организацию», учитывая тот факт, что взнос в компенсационный фонд является главным условием присвоения статуса саморегулируемой организации некоммерческому партнерству, направляется на формирование имущества саморегулируемой организации, имеет целевую направленность на формирование уставной деятельности в порядке, установленном гражданским законодательством, в целях налогообложения на прибыль рассматривается, как часть вступительного взноса в саморегулируемую организацию. Соответствующие принципы излагаются в письме Минфина России от 03.07.2008 г. № 03-03-05/69.

Подводя итог, рассмотренному выше принципу налогообложения взносов, производимых в рамках становления саморегулируемой организации, можно сказать, что доходы в виде взносов в компенсационный фонд, выплачиваемых членами СРО, в целях налогообложения прибыли, не учитываются в составе доходов саморегулируемой организации.


13. Если наша организация занимается проектированием небольших частных объектов, обязательно ли наличие строительной лицензии?

В соответствии с Законом №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.07.08 г., лицензии, выдаваемые на допуск организации к строительным работам, прекращают свое действие! В связи с поправками, с 1 января 2010 года необходимо, для последующей законной деятельности строительных компаний, вступить в саморегулируемую организацию, тем самым получив разрешение на проведение строительных работ. Для начала необходимо уточнить, нуждается ли ваша компания в допуске СРО, который требуется отнюдь не всем организациям, осуществляющим строительную деятельность. Если ваша компания ведёт работы вне сферы строительства и капитального ремонта, если у вас в распоряжении объекты до 3 этажей, площадью до 1,5 тыс. квадратных метров – нет необходимости оформлять допуск СРО. Получить статус СРО обязаны организации, занимающиеся особо опасными работами, выполняющие технически сложные и уникальные работы. Как правило, строительным компаниям, особенно представителям малого бизнеса, необходимо самим узнавать о необходимости получения допуска СРО. Компаниям, занимающимся ремонтными работами, по большей части допуск СРО не требуется.